Sobibor23432

В Доме Российского исторического общества состоялась официальная презентация нового фильма Константина Хабенского «Собибор». История побега узников нацистского лагеря смерти в Польше основана на реальных событиях.

Восстание в Собиборе, которое возглавил советский офицер Александр Печерский, стало единственно успешным лагерным бунтом за весь период Второй мировой войны. В основе сюжета – архивные материалы, показания и воспоминания заключенных лагеря. Премьера фильма состоится лишь в следующем году, однако вокруг него уже немало дискуссий, которые неизбежно отсылают к вопросу о сносе советских памятников на территории Польши и непростой истории создания мемориального комплекса «Собибор» - от участия в этом проекте Россию фактически отстранили. 

Презентация фильма собрала в Доме Российского исторического общества большое количество гостей. Творческую команду, работавшую над фильмом, представляли актриса Мария Кожевникова, сыгравшая одну из главных женских ролей, и автор сценария Александр Адабашьян. В первом ряду – ведущие политики, историки, представители общественных организаций и фондов. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский заняли места с одной стороны, посол Польши Влодзимеж Марчиняк – с другой. При такой «расстановке» на фоне непростых отношений с Варшавой было сразу понятно, что фильм о восстании в Собиборе, а в более широком смысле тема вклада Советского Союза в победу во Второй мировой войне в целом вызовет споры. 

Сергей Нарышкин на презентации фильма Собибор


«Подвиг узников «Собибора» живёт в памяти людей из самых разных стран и объединяет их вне зависимости от колебаний внешнеполитической конъюнктуры. Конечно, я не могу не выразить наше глубокое разочарование отдельными решениями польских властей в отношении сноса памятников советским солдатам, освободившим Польшу от фашизма. Или решениями не допустить представителей России работать в международном управляющем комитете мемориального музея «Собибор»,

— заявил в своём вступительном слове Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Министр культуры Владимир Мединский, который, по его признанию, «давно болеет» историей Собибора, в свою очередь, отметил, что пока этот музей чисто формальный и существует только на бумаге. По его словам, несколько лет назад Россия была официально приглашена к работе над созданием мемориального комплекса на месте бывшего лагеря смерти, страна подтвердила свои финансовые обязательства, однако неожиданно для всех в июле 2017 года приглашение было отозвано по инициативе польских властей без каких-либо оснований. 

Вероятно, посол Польши Влодзимеж Марчиняк, которого от оппонентов отделяли всего несколько кресел, заранее понимал риторику этой встречи, а потому после нескольких фраз о фильме, недвусмысленно дал понять, что создавать художественное произведение о периоде Второй мировой и обо всех ужасах, которые в этот период сотворили тоталитарные системы, очень сложно. Влодзимеж Марчиняк в очередной раз попытался оправдать снос советских памятников на территории Польши, отметив, что выступление Владимира Мединского – это лишний аргумент в пользу их демонтажа.

Нет другого способа противостоять этой ненавистнической идеологии»,

— заявил посол Польши.

После этого высказывания в зале повисла немая пауза.

Гостям презентации продемонстрировали трейлер фильма. Он длился всего несколько минут, но даже этого было достаточно, чтобы отставить неизгладимое впечатление у зрителей. История узников Собибора настолько тяжела, насколько невероятна и непостижима. За полтора года существования лагеря там было убито более 250 тысяч человек. 

«Когда я прочитала сценарий, у меня возник вопрос: как же это будет сниматься? С одной стороны, задача, чтобы это посмотрел массовый зритель, чтобы об этом знали, чтобы не переписывали историю. А с другой стороны, как показать эти ужасы в кинотеатрах? У нас была одна такая сцена, которую я даже боялась представить себе. Он (режиссер фильма Константин Хабенский. - Ред.) подошёл и сказал: «Я не буду снимать то, что написано здесь. Я это буду снимать через твои глаза»,

— рассказала актриса Мария Кожевникова.

e5671e407d24c1e166dbadd8849b95a43634634634676564325.jpg

В фильме Мария Кожевникова играет девушку по имени Сельма,

одну из узниц Собибора, бежавшую из лагеря во время восстания в октябре 1943 года.


Готовясь к роли, Мария Кожевникова читала книгу Ада де Лимпта «Сельма, женщина, пережившая Собибор», которая вышла в свет в Нидерландах в 2010 году. И эти воспоминания, по словам актрисы, произвели на неё колоссальное впечатление. В лагере смерти Сельма сортировала одежду заключённых, именно эта работа помогла ей избежать голодной смерти. Актриса прочла отрывок из этой книги: «Те, кто разбирал вещи, часто обнаруживали в карманах что-то съестное – хлеб, шоколад, конфеты. Эти находки тут же нужно было незаметно съесть или спрятать. Иначе могли расстрелять на месте. Так у меня на глазах убили одного мальчика из-за баночки сардин». 

Однажды среди вещей Сельме удалось обнаружить еврейский нож для ритуального забоя, впоследствии заключённые использовали его для убийства одного из охранников лагеря. Согласно плану побега, который разработал Александр Печерский, пообещав охранникам ценные вещи, восставшие должны были выманить их поодиночке и убить. Обесточив колючую проволоку, большая часть заключённых успела вырваться за периметр до подхода нацистского подкрепления. Из 550 узников 130 остались в лагере, около 80 погибли при побеге, а еще 170 были пойманы немцами в ходе широкомасштабных поисков. 

«Много лет было не принято вспоминать о Собиборе, потому что, во-первых, было неловко выяснять, кто, собственно, охранял Собибор. Эсэсовцы составляли только костяк охранного руководства. Весь периметр держали бойцы украинских националистических подразделений. Да и с социалистической Польшей не хотелось напрягать отношения, поскольку большую часть бежавших потом поймали польские хуторяне и выдали обратно. Все они были расстреляны, естественно»,

— отметил Владимир Мединский

Владимир Мединский на презентации фильма Собибор


После восстания нацисты закрыли лагерь. Все здания сровняли с землей, а поле засадили картошкой. К 1943 году этот лагерь только выходил на проектную мощность. Если бы не Александр Печерский, организовавший побег, к концу войны Собибор достиг бы мощностей Освенцима. Из всех бежавших из лагеря выжить удалось лишь нескольким десяткам человек. Однако не ради сохранения жизни было поднято это восстание. Как отметил Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, эти заключенные представляли разные страны, но «были едины в своей жажде жизни, стремлении отстоять своё право на свободу и защитить человеческое достоинство». 

Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий в России об этом лагере смерти было практически ничего не известно. В нашей стране знали об Освенциме, Бухенвальде, Дахау, которые в массовом сознании стали синонимами геноцида и жестокости, однако название «Собибор» мало кому что говорило. Лишь в последние годы ситуация стала меняться: в 2014 году история восстания в Собиборе стала частью школьной программы, а в 2016-м указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Александр Печерский был посмертно награжден орденом Мужества. 

«Восстание в Собиборе, которое привело к побегу заключённых, к спасению заключённых, следует помнить и в Израиле, и в России, и в Украине, и во многих странах Европы, которые пострадали в годы Второй мировой войны. На век его память была почти забыта»,

— сказал в своём видеообращении, записанном специально для участников презентации фильма,

спикер Кнессета Израиля Юлий Эдельштейн

Фильм «Собибор» рассчитан на международную аудиторию, он снят на пяти  языках – русском, польском, немецком, голландском и идише. Его презентация уже состоялась в Каннах и Берлине. Ожидается, что в российский прокат картина выйдет 26 апреля 2018 года, накануне очередной годовщины Великой победы.

Фото: Александр Шалгин

Текст: Анна Хрусталева

100-летие Революции 1917 года

План основных и региональных мероприятий, связанных со 100-летием революции 1917 года в России

Скачать

ПОСЕТИТЬ ВЫСТАВКУ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

«Собибор»

4txsU4BiulfDjS50a6ZIaXJypuv.jpg

КНИГИ

Мы в соцсетях

FB
VK

Поиск по сайту

 

Инфографика

bannersudostroenine53729

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

Новости Региональных отделений

70-летие Новгородского процесса над нацистскими преступниками

8732659762395692369562358.jpg

Проблему исторической и культурной памяти о советских судах над нацистскими преступниками обсудили в Великом Новгороде.

 

Конференция «Православие и общество: грани взаимодействия»

273596926568263562.jpg

В середине декабря 2017 года в Чите состоялась международная научно-практическая конференция «Православие и общество: грани взаимодействия».

 

IV Санкт-Петербургская выставка исторической и арт-литературы

296598236953298656623-2.jpg

Более трех тысяч книг по истории и искусству были представлены гостям Санкт-Петербургской выставки исторической и арт- литературы, которая прошла с 14 по 17 декабря в Художественном музее на Васильевском острове.