Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Картина «Вече во Пскове», худ. Виктор Васнецов 1909 г.
Картина «Вече во Пскове», худ. Виктор Васнецов 1909 г.

13 января 1510 года в Пскове по воле великого князя Московского Василия III был снят вечевой колокол. Со стороны князя это был шаг к укреплению российской государственности.

Обвинив псковичей в том, что они чинят препятствия новому государеву наместнику, он пресёк внутренние псковские распри и повелел донести до граждан Псковской республики свою волю:

«Снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове; а быть во Пскове государеву наместнику».

Таким образом Псковская вечевая республика была официально включена в состав Московского государства.

Как указано в летописях, в 1509 году Москва прислала в Псков нового наместника – князя Ивана Михайловича Репню-Оболенского, который отказался признавать псковские законы и сам судил псковичей без участия представителей веча.

Псковские бояре отправили послов к Василию III с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. 6 января 1510 года псковских посадников и бояр пригласили в Кремль, где им объявили великокняжескую волю: великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления:

«Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику».

Посланник с княжеской волей прибыл в Псков 12 января 1510 года, 13 января колокол звонил в последний раз.

«Думать псковичам было нечего; день прошел в плаче, рыданиях, стонах; бросались друг к другу на шею и обливались слезами. Задержанные в Новгороде посадники и бояре писали к ним, что дали Василию крепкое слово своими душами за себя и за всех псковичей исполнить государево приказание; писали, что общая гибель будет следствием сопротивления великому князю, у которого многочисленное войско. На рассвете другого дня позвонили к вечу; Третьяк приехал, и псковичи сказали ему:

"В летописях наших написано, с прадедами, дедами и с отцом великого князя крестное целование положено, что нам, псковичам, от государя своего, великого князя, кто бы ни был на Москве, не отойти ни в Литву, ни к немцам; отойдем в Литву или к немцам или станем жить сами собою без государя, то на нас гнев божий, голод, огонь, потоп и нашествие поганых; на государе великом князе тот же обет, какой и на нас, если не станет нас держать в старине; а теперь бог волен да государь в своей отчине, городе Пскове, и в нас, и в колоколе нашем, а мы прежней присяге своей не хотим изменять и на себя кровопролитие принимать, мы на государя рук поднять и в городе запереться не хотим; а хочет государь наш, князь великий, помолиться живоначальной Троице и побывать в своей отчине, во Пскове, то мы своему государю рады всем сердцем, что не погубил нас до конца”.

13 января 1510 года сняли вечевой колокол у св. Троицы и начали псковичи, смотря на колокол, плакать по своей старине и по своей воле, и в ту же ночь Третьяк повез вечевой колокол к великому князю в Новгород. За неделю до приезда великого князя приехали воеводы его с силою и повели псковичей к крестному целованию, а посадникам сказали, в какой день великий князь будет во Псков: посадники, бояре, дети боярские и посадничьи и купцы поехали в Дубровно встречать государя, который приехал во Псков 24 января».

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 5, глава 1. М.: Мысль, 1989. С.229.


В результате включения в состав единого государства Псков потерял республиканские институты власти – вече, институт посадников. Впоследствии в середине XVI века по земской реформе Ивана Грозного Псков получил самоуправление. Кроме того, ряд статей из свода законов древнего Пскова – Псковской Судной грамоты – вошёл в состав Судебника 1497 года: между законодательством республиканского Пскова и монархической Москвы не было непреодолимых противоречий, поскольку это была правовая система, сформировавшаяся на территории уже создававшегося русского государства. Для Пскова очень остро стоял вопрос защиты границ с запада и с юга – со стороны Литвы. В конце XV и в начале XVI века псковские земли дважды подвергались опустошающим нападениям ливонского ордена. В результате присоединения псковских земель к Московскому княжеству Псков приобрел защиту от посягательств извне, что имело важное значение.

Текст: Анна Хрусталёва

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Якутске к 300-летию РАН открылась выставка «Календарь российской истории»

В Якутске к 300-летию РАН открылась выставка «Календарь российской истории»

В преддверии дня Республики Саха (Якутия) и в ознаменование 300-летия Российской академии наук 25 апреля 2024 года в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН состоялось открытие выставки «Календарь российской истории: коллекция календарей Михаила Друзьянова».

 

В Алтайском крае состоялась XII открытая межвузовская Олимпиада «Вехи истории»

В Алтайском крае состоялась XII открытая межвузовская Олимпиада «Вехи истории»

24 апреля 2024 года в рамках Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете состоялась двенадцатая открытая межвузовская олимпиада «Вехи истории».

 

В музее-панораме «Сталинградская битва» открылся кинолекторий, посвящённый Ю.В. Бондареву

В музее-панораме «Сталинградская битва» открылся кинолекторий, посвящённый Ю.В. Бондареву

24 апреля 2024 года в музее-панораме «Сталинградская битва» начал свою работу кинолекторий, посвящённый творчеству участника Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, писателя и сценариста, одного из основоположников литературного направления, получившего название «лейтенантская проза», Юрия Васильевича Бондарева.

Прокрутить наверх